Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

09.09 стал роковым месяцем для авиаперевозчика номер 9

Четверг, 3 сентября 2009

Новость на Newsland: 09.09 стал роковым месяцем для авиаперевозчика номер 9

Не дождавшись обещанной правительством господдержки, «КД Авиа» идет к банкротству

Калининградская авиакомпания «КД Авиа», поддержать которую всего два месяца назад пообещал лично премьер-министр Владимир Путин, доживает последние дни. Не дожидаясь, пока аэропорты и ТЗК перестанут обслуживать рейсы из-за долгов, перевозчик сам прекратил продажу билетов на свои рейсы. Теперь масла в огонь подлила Росавиация: ведомство официально порекомендовало пассажирам сдавать купленные билеты или готовиться лететь рейсами других перевозчиков. В Калининград уже выехала спецкомиссия из Генпрокуратуры. Непонятно только пока, что делать кредиторам и держателям облигаций. 

Весь последний год о необходимости спасения «КД Авиа» из долговой ямы – компания должна 10 млрд рублей – говорили чиновники всех уровней, начиная с калининградского губернатора Георгия Бооса и заканчивая Путиным. Именно по его решению правительство распорядилось перечислить на спасение «КД Авиа» рекордные для отрасли 4 млрд рублей. Их планировалось внести через допэмиссию, которую оплатила бы администрация Калининградской области деньгами из федерального бюджета. Такой мощной поддержки не получала ни одна российская компания, а если и получала, то только в форме возвратных кредитов. А «КД Авиа» – не то чтобы самая крупная на рынке: 9-е место в рейтинге перевозчиков (1,4 млн пассажиров), выручка 6,1 млрд рублей и чистый убыток 3,259 млрд рублей по итогам 2008 года. Откуда столько внимания к частному перевозчику средней руки?

Последние несколько лет «КД Авиа» занималась уникальным, в общем-то, для России проектом – транзитными перевозками из российских регионов за рубеж в обход московских аэропортов. У авиакомпании были все шансы успешно реализовать задуманное. Как резидента анклава «КД Авиа» освободили от уплаты пошлин на иностранные самолеты, по решению региональных властей перевозчик получил различные налоговые льготы, в том числе по налогу на имущество, вдобавок, в структуре авиакомпании оставался аэропорт Храброво, что позволяло расчистить поле деятельности от конкурентов. Всем этим компания отлично воспользовалась. Она завезла 17 самолетов Boeing 737-300, отстроила маршрутную сеть таким образом, чтобы удобно стыковать в Калининграде рейсы из российских регионов в города Европы, и начала строить новый терминал в аэропорту. 

Дело пошло в гору семимильными шагами: через Калининград пассажирам иногда было летать в Европу дешевле, чем через Москву. Из небольшого регионального перевозчика с объемом перевозок 300 000 пассажиров в 2005 году калининградский предприниматель Сергей Грищенко превратил «КД Авиа» в довольно крепкую авиакомпанию, в 2008 году обслужившую уже почти вчетверо больше клиентов – 1,4 млн. Кризис застал ее в очень неудачный момент, когда «КД Авиа» уже завершала строительство терминала, заняв под это деньги в банках и на публичном рынке заимствований. Это ее и погубило. 

В октябре 2008 года «КД Авиа» не смогла аккуратно обслужить облигационный займ на сумму 1 млрд рублей: компания объявила технический дефолт по выплате очередного купона, а потом не прошла оферту. К концу 2008 года авиакомпания должна была различным кредиторам около 9 млрд рублей. Из них 3,4 млрд рублей – долг «Банку «Санкт-Петербург». Поэтому в декабре 2008 года компания перешла под контроль банка – во главе «КД Авиа» он поставил своего представителя, Геннадия Болдырева. 

Но ни это, ни обещание властей помочь, компанию не спасли. Контрагенты и кредиторы начали судиться с «КД Авиа», а сотрудники перестали получать зарплату и проводили акции протеста. В необходимости помочь компании убедили премьера Путина, но «КД Авиа» так и не дождалась обещанной им господдержки. 4 млрд рублей, предназначенные ей, прошли согласования по всем инстанциям, перечислены администрации Калининградской области, где они и зависли. Власти не смогли согласовать условия допэмиссии с основным кредитором «КД Авиа» – «Банком «Санкт-Петербург».

Они хотели, чтобы помимо нее в допэмиссии поучаствовал и сам банк, выкупив акций на 3 млрд рублей. В банке «Санкт-Петербург» уверяют, что участвовать в допэмиссии они не обещали. Да и это, в общем-то, совершенно не нужно ему. «КД Авиа» и без того уже должна банку довольно крупную сумму, а единственное имущество, которое в «КД Авиа» представляет реальную ценность, – терминал – у него в залоге. Без банка калининградские власти в допэмиссии участвовать не стали, а собрание акционеров 5 августа, на котором должны были утвердить параметры выпуска акций, было признано несостоявшимся.

Таким образом, так и не получив денег, «КД Авиа» вынуждена была добровольно встать на прямую дорогу к верному банкротствк. Для перевозчика отказ от продаж означает неминуемую гибель: по практике, на неделю, предшествующую рейсу, приходится добрая половина продаж билетов. Это означает, что уже через неделю «КД Авиа» физически некого будет возить. А тех, кто не успеет или не сможет воспользоваться предложением Росавиации сдать билеты, развезут другие авиакомпании – авиационные власти учли печальный опыт «ЭйрЮниона», когда в августе 2008 года пассажиры сутками сидели на чемоданах в аэропортах по всей России, и подготовились к подобным историям. Калининградский губернатор Георгий Боос в сложившейся ситуации винит менеджмент авиакомпании. 

А вот кредиторам «КД Авиа» точно не позавидуешь. Как показывает пример того же авиаальянса «ЭйрЮнион», рухнувшего ровно год назад, похоже, нечего рассчитывать на возвращение своих денег. В арбитражные суды Москвы и Калининградской области за последние несколько дней поданы десятки исков – от держателей бондов и контрагентов. Они почти наверняка будут удовлетворены. Только вот «КД Авиа» платить нечем. Выручка уже несколько дней не поступает. Самолеты особой ценности не представляют – они в лизинге и попросту будут возвращены лизингодателю. Единственный ценный актив – терминал – заложен. А маршрутную сеть на себя никто из крупных перевозчиков принять не сможет, да и вряд ли захочет: все они работают через московские аэропорты. К тому же развитие калининградского хаба в кризисное время и в период падения авиаперевозок – затея совсем уж маргинальная.