Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Роль краткосрочного маркетингового образования в повышении профессионализма менеджеров предприятий

Четверг, 3 марта 2011

Ирина Андреева — управляющий партнер компании «Академия маркетинга».

28 февраля 20011 г.

Применение маркетингового подхода в управлении бизнес-процессами, использование в своей работе новейшего мирового опыта, понимание современных тенденций развития маркетинга крайне необходимы сегодня для каждого менеджера, стремящегося к укреплению конкурентоспособности своего предприятия.

Безусловно, важную роль в формировании современного менеджера играет базовое образование, однако именно участие специалиста в специализированных семинарах и тренингах помогает ему не только получить самую актуальную информацию, но также советы и рекомендацию по текущим проблемам своей компании. Без преувеличения можно сказать, что основной задачей краткосрочного маркетингового образования является решение конкретных производственных задач предприятия. Данные задачи могут быть как обще-функциональными, так и узко специальными, что в полном смысле является реализацией принципа «education on demand», и что является главной отличительной особенностью краткосрочного образования от долгосрочных программ.

Например, на большинстве российских предприятий существует проблема формирования службы маркетинга в соответствии с организационной структурой предприятия. Участие в семинаре по организации работы службы маркетинга позволит специалистам получить информацию о принципах и этапах построения данной службы, определить функции маркетинга, разработать функциональные обязанности сотрудников.

Другая актуальная проблема — отсутствие эффективного взаимодействия департаментов маркетинга и сбыта. Организация корпоративного тренинга с участием представителей обоих департаментов позволит сформировать команду единомышленников, отладить систему коммуникаций между сотрудниками с целью достижения общего результата, общих бизнес-целей компании.

Очень важно понимание участником целей и задач обучения, при этом особенно важно подчеркнуть, что данные цели и задачи должны носить конкретный прикладной характер, а не только «узнать что-нибудь новенькое» или «отвлечься от текучки». В данном смысле руководство компаний должно разработать систему мотивации по результативной работе своих сотрудников на семинарах, и конечно, руководством должна приветствоваться инициативность самих участников. Мы рады констатировать рост активности российских менеджеров к повышению своего профессионального уровня путем участия в образовательных программах самых разных форматов. Более того, налицо все еще доминирующая роль самих участников в инициации обучения. Так, согласно результатам опроса компаний-участников семинаров «Академия Маркетинга» в 59,5% инициатором обучения является сам специалист; 22,5% — руководитель службы маркетинга; 14,6% — руководитель компании; 3,4% — служба управления персоналом. Уважаемые руководители предприятий, примите к сведению эту информацию!

Многие российские менеджеры задаются вопросом: какую выбрать форму обучения — долгосрочную или краткосрочную?

Если говорить о преимуществах каждой формы, то они, на мой взгляд, следующие:

Преимущества краткосрочного образования:

Практическая ориентированность программ;

Оптимальная продолжительность с учетом отвлечения от производственного процесса;

Гибкость и ориентация на потребности целевой аудитории при разработке программ, предоставление самой актуальной и новейшей информации по инструментам и технологиям современного маркетинга;

Низкая цена по сравнению с долгосрочным обучением.

Преимущества долгосрочного образования:

Получение теоретической базы знаний по маркетингу в рамках общей базы знаний по комплексу управленческих дисциплин;

Получение специалистом «корочек» ВУЗа о дополнительном образовании.

К слову сказать, указанные формы обучения не противоречат друг другу, их можно совмещать — очень часто в семинарах и тренингах принимают участие специалисты с профильным маркетинговым образованием и МВА, а также многие преподаватели московских и региональных высших учебных заведений. При этом главная мотивация участия — быть в курсе актуальных тенденций и новейшего опыта в области маркетинга.

Другой важный и часто задаваемый вопрос касается формата семинара — открытый или корпоративный? Понятно, что выбор зависит от решаемой Заказчиком задачи и наличия финансовых возможностей, однако в любом случае важно учитывать преимущества и недостатки каждого из форматов.

Открытые семинары и тренинги, преимущества:

Возможность видения бизнеса со стороны — глазами других участников семинара

Возможность общения с представителями других компаний, установления партнерских отношений

Возможность увидеть нестандартные решения других компаний и применить их в своей работе

Фактически, и это подтверждается на практике, открытый формат — это бенчмаркинг в рамках одной аудитории!

Открытые семинары и тренинги, недостатки:

Неоднородность целевой аудитории (отрасль, должностной статус, возраст)

Полученные решения могут не соответствовать принятым в компании корпоративным стандартам

Участники иногда не могут оперировать конкретными цифрами / фактами деятельности своей компании из опасения раскрыть конкурентную информацию

Полученную информацию сложно донести до руководства — для этого руководитель также должен пройти аналогичное обучение

Корпоративные семинары и тренинги, преимущества:

Отраслевая однородность целевой аудитории

Все участники обучения получают единый объем информации, что позволяет привести базу знаний сотрудников к «единому знаменателю»

Участники имеют (по крайней мере — должны иметь) единую цель обучения, поставленную и озвученную руководством компании

Полученные решения принимаются в соответствии с действующими в компании корпоративными стандартами

Результаты обучения легче внедрить, поскольку руководство, как правило, принимает участие в постановке целей обучения, а также в самом процессе обучения

Участники обучения имеют более сильную мотивацию активного участия в обучении, чтобы доказать свой профессионализм руководству

В процессе обучения всегда достигаются дополнительные важные цели — командообразование, развитие корпоративной культуры

Корпоративные семинары и тренинги, недостатки:

Работает эффект «варки в одном котле» — нет новых людей, идей, мнений

Участие в обучении руководства, как правило, имеет и негативные моменты. Стараясь показать свою компетентность и авторитет, руководитель может навязать участникам свою ошибочную точку зрения. При этом участники могут не проявить себя в полной мере, опасаясь отрицательной оценки своих действий руководством.

И, наконец, пожалуй, самым главным вопросом для руководства компании и самого менеджера является вопрос оценки эффективности обучения.

Общую оценку семинара участником можно представить следующей формулой:

Эмоциональная оценка (от «совсем не понравился» до «очень понравился»)
+
Сравнительная оценка (от «самый худший из всех, в которых принимал участие», до «самый лучший»)
+
Профессиональная оценка (от «абсолютно бесполезный» до «очень полезный»)

При этом участник оценивает:

Работу преподавателя (профессионализм, презентационные навыки, коммуникационные навыки, наличие харизмы, человеческие качества, психологическую совместимость с аудиторией)
+
Содержание обучения (выступление преподавателя, ответы на вопросы преподавателя, презентацию преподавателя, содержание раздаточных материалов)
+
Формат обучения (соответствие формата заданным требованиям)
+
Целевую аудиторию (соответствие состава целевой аудитории заданному уровню, обмен опытом, установление партнерских отношений)
+
Условия обучения (соответствие условий заданным стандартам)
+
Организационное сопровождение (соответствие условий заданным стандартам)

В свою очередь, руководитель компании должен оценить целесообразность потраченных на обучение средств с учетом следующих аспектов:

Комплексной оценки семинара участником
+
Изменения базы знаний и практических навыков своего сотрудника
+
Применения полученных знаний и навыков сотрудником в своей работе
+
Изменения эффективности труда сотрудника
+
Экономического эффекта от обучения сотрудника

В свою очередь, я, как специалист, имеющий многолетний опыт работы на рынке краткосрочного маркетингового образования, русскую заявить, что 90% эффективности составляет работа самого участника, его заинтересованность в информации, его умение в получении конкретных ответов на свои вопросы. Не секрет, что нельзя научить чему-либо взрослого человека, если он этого не захочет. Преподаватель или тренер — это не клоун, который должен умудриться привлечь внимание слушателя, а это, скорее, партнер и соучастник в решении конкретной производственной задачи, с которой данный слушатель пришел на семинар.

А вот ответы самих участников краткосрочного обучения на вопрос, чем полезны семинары и тренинги:

позволяют быть в курсе новых тенденций и методов, которые можно использовать в своей работе;

дают практические идеи и инструменты для решения текущих производственных задач;

помогают осуществить детальный анализ деятельности своей компании;

помогают проверить, в правильном ли направлении движется компания;

структурируют в единую систему знания, приобретенные в результате предыдущего обучения и практического опыта;

дают возможность использовать личный профессиональный опыт тренера;

дают возможность получить консультацию авторитетного эксперта;

помогают научиться учить других;

расширяют общий кругозор;

и, что является также немаловажным, — дают возможность получить сертификаты и дипломы.

Постановка на предприятии грамотной комплексной системы краткосрочного обучения специалистов позволяет обеспечить постоянный рост их профессионального уровня.

Новость компании:

Академия маркетинга

Источник: Бизнес-тренинги и семинары Москвы